Новые документы

Обзор от 18.11.2010

(все обзоры)

Любой из упомянутых в обзоре документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлен анализ Постановления Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 7309/10, выполненный специалистами ЗАО "Консультант Плюс".

Постановление Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 7309/10 по делу N а46-9432/2009:

"Управление Росреестра по субъекту РФ не вправе вносить в государственный кадастр недвижимости показатели оценки кадастровой стоимости земельных участков, если данные показатели предварительно не утверждены органом исполнительной власти субъекта РФ"


Содержание обзора

1. Суть спора
2. Решения судов разных инстанций
3. Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
4. Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков


1. Суть спора

В 2007 г. в черте г. Омска была проведена государственная кадастровая оценка земель. ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - Общество) принадлежали на праве собственности более сотни земельных участков в черте данного города.
Правительство Омской области Постановлением от 19.12.2007 N 174-П (далее - Постановление N 174-П) утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Омска в границах кадастрового района 55:36 по видам разрешенного использования в соответствии с приложением к этому Постановлению. Данное Постановление было опубликовано надлежащим образом.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости) внесло в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведения об удельных показателях кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих Обществу. Данные показатели в Постановлении N 174-П отсутствовали.
По прошествии года показатели кадастровой стоимости, внесенные Управлением Роснедвижимости в ГКН 27.12.2007, были утверждены для каждого из земельных участков Общества Постановлением правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П, которым внесены изменения в Постановление N 174-П.
В связи с этим Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по внесению 27.12.2007 в ГКН экономических характеристик (конкретных значений) удельного показателя кадастровой стоимости за один квадратный метр и общей кадастровой стоимости каждого из принадлежащих Обществу земельных участков. Общество просило обязать Управление Роснедвижимости исключить из ГКН данные сведения.

содержание



2. Решения судов разных инстанций

Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества частично: действия Управления Роснедвижимости по внесению 27.12.2007 в ГКН экономических характеристик (конкретных значений) удельного показателя кадастровой стоимости за один квадратный метр и общей кадастровой стоимости признаны незаконными в отношении 127 участков. Управлению Роснедвижимости было предписано исключить из ГКН экономические характеристики за период с 27.12.2007 по 30.11.2008. В остальной части требований было отказано.
Суд первой инстанции исходил из того, что Управление Роснедвижимости внесло в ГКН недостоверные сведения, поскольку внесенные показатели противоречат экономическим показателям, утвержденным Постановлением N 174-П в первоначальной редакции.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований Общества и в этой части отказал в удовлетворении заявленных требований, что было поддержано судом кассационной инстанции.
Суды апелляционной и кассационной инстанций основывались на том, что земельное законодательство не предусматривает утверждения исполнительным органом власти субъекта РФ кадастровой стоимости каждого земельного участка в отдельности. При этом оно различает утверждение указанным органом государственной кадастровой стоимости земель и последующее внесение в ГКН органом кадастрового учета (в данном случае - Управлением Роснедвижимости) сведений об экономических характеристиках земельных участков, в том числе их кадастровой стоимости. Соответственно, по мнению судов апелляционной и кассационной инстанций, действия Управления Роснедвижимости правомерны.
То обстоятельство, что экономические показатели были утверждены органом исполнительной власти субъекта РФ после, а не до их внесения в ГКН, суды апелляционной и кассационной инстанций не исследовали.
ВАС РФ в Определении от 27.07.2010 N ВАС-7309/10 пришел к выводу о необходимости пересмотра постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора в целях формирования единообразной практики толкования и применения норм материального права.
ВАС РФ указал, что спор в отношении 127 земельных участков общества касался не методологии и последовательности осуществления государственной кадастровой оценки земель, а установления нормативного основания такого показателя, как кадастровая стоимость земельных участков.
ЗК РФ не устанавливает соотношения между результатом государственной кадастровой оценки земель применительно к каждому из оцененных участков и утвержденным на уровне РФ средним показателем кадастровой стоимости.
Однако исходя из порядка определения кадастровой стоимости утвержденные органами исполнительной власти субъекта РФ средние показатели кадастровой стоимости земельных участков представляют собой именно те результаты государственной кадастровой оценки земель, которые предусмотрены ст. 66 ЗК РФ. Они должны использоваться при расчете кадастровой стоимости конкретных земельных участков: произведение площади участка и среднего показателя.
Данными показателями являются не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в обнародованный акт итоговых цифр, а только те, которые непосредственно указаны в таком акте органа исполнительной власти субъекта РФ. Это обеспечивает право землепользователей на оспаривание кадастровой оценки их земельного участка, так как данное право может быть реализовано лишь в отношении акта, которым утверждена такая оценка, но не в отношении документов оценщика, составленных в рамках выполнения им государственного (муниципального) контракта и не доведенных до сведения землепользователя.

содержание



3. Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Президиум ВАС РФ отменил постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, оставил без изменения решение суда первой инстанции, сделав следующие выводы.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта РФ принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета (в настоящее время - Росреестр) входит внесение в ГКН результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ.
Под утвержденными результатами должны пониматься показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта РФ, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
В данной ситуации показатели, внесенные в ГКН, не были утверждены Правительством Омской области на момент внесения. Следовательно, Управление Росреестра по субъекту РФ не имело права вносить в ГКН показатели оценки кадастровой стоимости земель, так как они не были предварительно утверждены органом исполнительной власти субъекта РФ.
Президиум ВАС РФ указал, что содержащееся в рассматриваемом Постановлении толкование правовых норм является обязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Сообщаем, что исходя из п. 5.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" и п. 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 21.01.2010 N 1-П рассматриваемое Постановление Президиума ВАС РФ не является основанием для пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку не содержит прямого указания на то, что изложенные в нем правовые позиции имеют обратную силу.

содержание



4. Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков

Как следует из пп. 7 п. 1 ст. 1 и ст. 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), использование земель в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной собственности, устанавливается их кадастровая стоимость. Для этого проводится государственная кадастровая оценка земель (п. 2 ст. 66 ЗК РФ). Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В настоящее время правовые основы порядка определения кадастровой стоимости земельных участков предусмотрены Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данный Закон вступил в силу 26.07.2010, поэтому к спорным правоотношениям неприменим.
До его вступления в силу порядок определения кадастровой стоимости земельного участка устанавливался следующими подзаконными актами:
- Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель";
- Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов";
- Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент).
При применении данных нормативно-правовых актов необходимо учитывать, что Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) упразднено, а его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестру). После вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" изменения в Административный регламент, устанавливающий процедуру определения кадастровой стоимости земельных участков, не вносились. Поэтому в нем не учтены и терминологические изменения.
Указанная процедура (п. 6 - 10 Административного регламента) состоит в следующем:
- формирование перечня земельных участков в субъекте РФ, подлежащих государственной кадастровой оценке;
- выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости участков;
- осуществление Управлением Росреестра по субъекту РФ контроля за ходом выполнения данных работ;
- проверка Управлением Росреестра по субъекту РФ результатов работ по определению кадастровой стоимости участков;
- представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта РФ на утверждение;
- утверждение данных результатов органом исполнительной власти субъекта РФ и их опубликование;
- внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости участков) в ГКН.
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 25.03.2008 N 9504/07 по делу N А72-7891/06-4/432, споры об оспаривании нормативно-правового акта органа исполнительной власти субъекта РФ, об утверждении государственной кадастровой оценки земель неподведомствен арбитражному суду. Такие споры рассматривают суды общей юрисдикции.
При разрешении данных споров суды пришли к следующим выводам.
1. Государственная оценка кадастровой стоимости земельных участков считается проведенной только при условии соблюдения всех процедур, предусмотренных Административным регламентом (Определение Верховного Суда РФ от 07.07.2010 N 41-Г10-18, Решение Кемеровского областного суда от 07.10.2009 N 3-129/09).
2. Проверка Управлением Росреестра отчета о кадастровой оценке земельных участков после его утверждения органом государственной власти субъекта РФ не нарушает порядка определения кадастровой стоимости земельного участка, если в результате такой проверки нарушения не выявлены (Определение Верховного Суда РФ от 29.09.2010 N 35-Г10-16).
3. Проверка Управлением Росреестра отчета о кадастровой оценке земельных участков после его утверждения органом исполнительной власти субъекта РФ противоречит порядку определения кадастровой стоимости земельного участка, если в результате такой проверки нарушения были выявлены (Определение Верховного Суда РФ от 04.08.2010 N 66-Г10-13).
4. То обстоятельство, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, не свидетельствует о недостоверности результатов кадастровой оценки стоимости участков (Определения Верховного Суда РФ от 15.09.2010 N 50-Г10-39, от 15.09.2010 N 88-Г10-16, от 02.06.2010 N 41-Г10-16, от 28.04.2010 N 67-Г10-7).
5. Кадастровая оценка стоимости земельных участков считается непроведенной, если орган исполнительной власти субъекта РФ утвердил отличные от содержащихся в отчете исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель значения удельного показателя кадастровой стоимости земли (Определение Верховного Суда РФ от 15.09.2010 N 32-Г10-20).
6. Непроведение Управлением Росреестра проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков является нарушением порядка определения такой стоимости (Определение Верховного Суда РФ от 07.07.2010 N 20-Г10-5).
7. Неполное опубликование в печатном издании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков не нарушает порядка такого определения, если эти результаты полностью размещены в сети Интернет (Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2010 N 81-Г10-10).
В рассматриваемой ситуации нарушением порядка определения кадастровой стоимости земельных участков можно считать то обстоятельство, что сведения об этой стоимости были утверждены органом исполнительной власти субъекта РФ через год после их внесения в ГКН.
В судебной практике, в том числе при рассмотрении данного дела, встал вопрос: утверждается кадастровая стоимость в отношении каждого земельного участка или только экономические показатели, на основании которых она рассчитывается (в частности, на это обратила внимание судебная коллегия ВАС РФ в Определении о передаче дела в Президиум). Этот вопрос возник в связи с тем, что ЗК РФ не устанавливает соотношения между результатом государственной кадастровой оценки земель применительно к каждому из оцененных участков и утвержденным на уровне субъекта РФ средним показателем кадастровой стоимости.
По данному вопросу существуют две позиции. Согласно одной из них орган государственной власти субъекта РФ не утверждает кадастровую стоимость каждого земельного участка в отдельности, поскольку земельным законодательством это не предусмотрено (Определение ВАС РФ от 29.07.2010 N ВАС-7378/10 по делу N А40-27153/09-17-157, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 11.05.2010 по делу N А05-18958/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 04.06.2010 по делу N А46-13196/2009, ФАС Поволжского округа от 22.12.2009 по делу N А72-4563/2008).
Противоположная позиция состоит в том, что результатом государственной кадастровой оценки земель является кадастровая стоимость каждого земельного участка, так как при проведении данной оценки формируется перечень земельных участков в субъекте РФ, подлежащих оценке (Постановления ФАС Московского округа от 01.10.2009 N КА-А41/9676-09-2 по делу N А41-6698/09, ФАС Поволжского округа от 22.03.2010 по делу N А57-8371/2009, ФАС Центрального округа от 29.07.2010 по делу N А62-9514/2009).

содержание

Любой нормативный документ из тех, что упомянуты в представленных обзорах, Вы можете бесплатно заказать в электронном виде, по факсу, по электронной почте или в составе демонстрационной версии системы Консультант плюс.
Подробнее о бесплатном заказе документов можно узнать по телефону:
(495) 721-3588.