Новые документы

Обзор от 21.08.2014

Любой из упомянутых в обзоре документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлен анализ постановлений Пленума ВАС РФ от 22.04.2014 N 14914/13 и N 17974/13, выполненный специалистами ЗАО "Консультант Плюс".

Постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 N 14914/13 и N 17974/13:

"Разъяснено, как распределяются расходы при поставке товаров с применением базиса поставки CIF."
"Действия организатора торгов по продаже имущества банкрота можно обжаловать в ФАС России."


Содержание обзора

1. Разъяснено, как распределяются расходы при поставке товаров с применением базиса поставки CIF.
2. Действия организатора торгов по продаже имущества банкрота можно обжаловать в ФАС России.


1. Разъяснено, как распределяются расходы при поставке товаров с применением базиса поставки CIF.

Постановление N 14914/13 содержит оговорку о возможности пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам.
Президиум ВАС РФ разъяснил, каким образом между покупателем и продавцом (поставщиком) должны распределяться расходы на поставку товара при применении базиса поставки CIF в значении, используемом в "Инкотермс 2000". В соответствии с данным базисом оплатить терминальные расходы и расходы на хранение товаров в порту разгрузки обязан покупатель товара (грузополучатель). Иное может быть согласовано сторонами в том числе путем внесения изменений в базис поставки. По мнению ВАС РФ, так обеспечивается баланс прав грузоотправителя и грузополучателя, находящихся в разных юрисдикциях.
ВАС РФ не согласился с доводами нижестоящих судов о том, что с покупателя не могут быть взысканы спорные расходы, поскольку он не являлся стороной договора перевозки. Суды не учли, что участники поставки особым образом распределили свои обязанности, применяя международные торговые обычаи в целях оптимизации товарооборота.
К отношениям сторон применялись Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс 2000", в соответствии с которыми по условию базиса поставки CIF поставка считается выполненной, когда товар поставлен на борт судна в порту отгрузки в установленную дату или согласованный период времени. Продавец оплачивает необходимые для доставки в пункт назначения расходы и фрахт, обеспечивает морское страхование груза, а также выполняет все таможенные формальности, предусмотренные в отношении вывозимого товара. Как указывает ВАС РФ, оплата терминальных расходов (например, расходы на пользование инфраструктурой порта) и расходов на хранение груза является обязанностью покупателя. Это следует из обязанности покупателя оплачивать расходы, относящиеся к товару, с момента его поставки.
Отметим, что в редакции "Инкотермс 2010" указан альтернативный вариант определения момента поставки: предоставление товара поставщиком. Однако это не влияет на распределение терминальных расходов и расходов на хранение товара в порту разгрузки. В связи с изложенным можно предположить, что представленные в Постановлении N 14914/13 разъяснения ВАС РФ могут применяться к базису поставки CIF в редакции "Инкотермс 2010".


содержание



2. Действия организатора торгов по продаже имущества банкрота можно обжаловать в ФАС России.

Постановление N 17974/13 не содержит оговорки о возможности пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам.
ВАС РФ разъяснил, что действия (бездействие) организатора торгов (например, конкурсного управляющего) по продаже имущества банкрота можно обжаловать в антимонопольный орган.
В судебной практике существовало два противоположных подхода. Суды апелляционной и кассационной инстанций по настоящему делу, а также некоторые иные суды (см., например, следующие судебные акты) отмечали, что у ФАС России нет надлежащих полномочий и подобные жалобы должны рассматриваться арбитражным судом в соответствии с положениями Закона о банкротстве (ст. 60). Другие суды придерживались подхода, аналогичного высказанному ВАС РФ (см. следующие судебные акты).
К указанному выводу ВАС РФ пришел на основании следующего. В соответствии с п. 4 ст. 110 Закона о банкротстве проведение торгов при продаже предприятия должника является обязательным. Закон о защите конкуренции допускает обращение в антимонопольный орган с жалобой на действия (бездействие) организатора торгов. Это не относится к жалобам на нарушение процедуры размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Подать жалобу на действия (бездействие) организатора торгов могут не только лица, подавшие заявки на участие в торгах, но и лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в ходе организации и проведения торгов, если обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольный орган выдает обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, допущенных в ходе подготовки к торгам, их проведения, при заключении договоров по их итогам.
Отметим, что в соответствии с ч. 3 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обращение в антимонопольный орган не препятствует обжалованию действий (бездействия) организатора торгов в судебном порядке.


содержание

Любой нормативный документ из тех, что упомянуты в представленных обзорах, Вы можете бесплатно заказать в электронном виде, по факсу, по электронной почте или в составе демонстрационной версии системы Консультант плюс.
Подробнее о бесплатном заказе документов можно узнать по телефону:
(495) 721-3588.