Новые документы

Обзор от 28.08.2014

Любой из упомянутых в обзоре документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлен анализ Постановления Пленума ВАС РФ от 15.04.2014 N 18403/13 и федерального закона от 05.05.2014 N 99-фз, выполненный специалистами ЗАО "Консультант Плюс".

Постановление Пленума ВАС РФ от 15.04.2014 N 18403/13 и федеральный закон от 05.05.2014 N 99-фз:

"Предупреждение ФАС России можно обжаловать в суд как ненормативный правовой акт."
"С 1 сентября вступают в силу изменения ГК РФ, касающиеся реорганизации юрлиц."


Содержание обзора

1. Предупреждение ФАС России можно обжаловать в суд как ненормативный правовой акт.
2. С 1 сентября вступают в силу изменения ГК РФ, касающиеся реорганизации юрлиц.


1. Предупреждение ФАС России можно обжаловать в суд как ненормативный правовой акт.

Постановление N 18403/13 не содержит оговорки о возможности пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам.
ВАС РФ разъяснил, что предупреждение, выданное антимонопольным органом на основании ч. 1 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, отвечает признакам ненормативного правового акта. В связи с этим такое предупреждение можно обжаловать в арбитражном суде по правилам гл. 24 АПК РФ об оспаривании ненормативных правовых актов.
Как следует из положений Закона о защите конкуренции, данное предупреждение выдается занимающему доминирующее положение хозяйствующему субъекту, который нарушает антимонопольное законодательство.
Названный акт составляется в письменной форме. В нем содержится требование прекратить действия (бездействие), нарушающие антимонопольное законодательство, устранить причины и условия, которые способствовали этому нарушению, а также его последствия. Упомянутый Закон устанавливает обязательные требования к содержанию предупреждения (ч. 4, 5 и 6 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции). Например, в предупреждении указываются срок его выполнения и нормы, которые были нарушены.
По мнению ВАС РФ, предупреждение отвечает признакам ненормативного правового акта, установленным в ч. 1 ст. 198 АПК РФ, так как данный акт:
- принят уполномоченным госорганом (ФАС России) в отношении хозяйствующего субъекта;
- содержит властное предписание, возлагающее обязанности на указанное лицо;
- влияет на права хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности.
Следовательно, такое предупреждение можно обжаловать в арбитражный суд по правилам гл. 24 АПК РФ. Однако необходимо учитывать, что в ходе рассмотрения дела о его обжаловании суд не должен устанавливать обстоятельства, подтверждающие факт совершения правонарушения. В случае возбуждения дела их будет устанавливать антимонопольный орган. Суду надлежит установить наличие признаков правонарушения, зафиксированных в предупреждении.
До принятия Постановления N 18403/13 в судебной практике отсутствовал единый подход к разрешению вопроса о возможности судебного обжалования предупреждения антимонопольного органа по правилам гл. 24 АПК РФ. Одни суды допускали такую возможность. Другие суды занимали прямо противоположную позицию.


содержание



2. С 1 сентября вступают в силу изменения ГК РФ, касающиеся реорганизации юрлиц.

С 1 сентября 2014 г. изменятся положения ГК РФ о юрлицах, поскольку вступает в силу (за исключением отдельных положений) Закон N 99-ФЗ. В частности, будут определены порядок и последствия признания решения о реорганизации юрлица недействительным и признания реорганизации корпорации несостоявшейся.
По общему правилу признать решение о реорганизации юрлица недействительным можно будет в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации. Обратиться с требованием о таком признании сможет участник реорганизуемого юрлица и иное лицо, которое не является его участником, но имеет право на данное обращение на основании закона (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).
Если решение о реорганизации будет признано недействительным, то это не повлечет ликвидации новообразованных юрлиц и недействительности совершенных ими сделок (п. 2 ст. 60.1 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). Вместе с тем лица, которые недобросовестно способствовали принятию решения о реорганизации, а также новообразованные юрлица солидарно отвечают за убытки, причиненные реорганизацией (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). Указанные убытки они должны будут возместить участникам реорганизованного юрлица, голосовавшим против принятия решения о реорганизации или не принимавшим участия в голосовании, и кредиторам реорганизованного лица.
Кроме того, с 1 сентября суд сможет признать реорганизацию корпорации несостоявшейся. Это допускается только в двух случаях:
- если решение о реорганизации корпорации ее участники не принимали;
- если для госрегистрации юрлиц, создаваемых путем реорганизации, были представлены документы с заведомо недостоверными данными о реорганизации.
С соответствующим требованием вправе обратиться участник корпорации, голосовавший против решения о реорганизации или не принимавший участия в голосовании по этому вопросу (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).
По сравнению с признанием решения о реорганизации юрлица недействительным признание реорганизации корпорации несостоявшейся влечет иные правовые последствия (п. 2 ст. 60.2 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ):
- восстанавливаются юрлица, существовавшие до реорганизации, с одновременным прекращением новообразованных юрлиц;
- сделки юрлиц, созданных в результате реорганизации, с лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохраняют силу для восстановленных юридических лиц, которые являются солидарными должниками и солидарными кредиторами по таким сделкам;
- переход прав и обязанностей признается несостоявшимся, за исключением случая, когда права и обязанности переходят в пользу созданного юрлица от должников, добросовестно полагавшихся на правопреемство на стороне кредитора;
- доли в уставном капитале ранее существовавшего юрлица сохраняются за участниками в том же размере, что и до реорганизации, а при смене участников юрлица в ходе такой реорганизации или по ее окончании возвращаются им по правилам п. 3 ст. 65.2 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ.


содержание

Любой нормативный документ из тех, что упомянуты в представленных обзорах, Вы можете бесплатно заказать в электронном виде, по факсу, по электронной почте или в составе демонстрационной версии системы Консультант плюс.
Подробнее о бесплатном заказе документов можно узнать по телефону:
(495) 721-3588.