Новые документы

Обзор от 26.01.2012

(все обзоры)

Любой из упомянутых в обзоре документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлен анализ Постановления Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 N 7345/11, выполненный специалистами ЗАО "Консультант Плюс".

Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 N 7345/11 по делу N а56-22898/2010:

"Отказ в согласовании заявления о включении участка из земель лесного фонда в границы населенного пункта может основываться как на формальных запретах и ограничениях, предусмотренных нормами законодательства, которое регулирует отношения в сфере лесопользования и распоряжения лесным фондом, так и на общих принципах указанного законодательства"


Содержание обзора

1. Суть спора
2. Решения судов разных инстанций
3. Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
4. Перевод земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов


1. Суть спора

Администрация муниципального образования Выборгский район утвердила ООО "Жасмин" акт выбора участков из земель лесного фонда и предварительно согласовала места размещения объекта - комплекса заводов по глубокой переработке нефти и производству продуктов нефтехимии.
Схемы расположения земельных участков утверждены распоряжениями Комитета по природным ресурсам Ленинградской области.
ООО "Жасмин" обратилось с заявлением в Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (далее - Леноблкомимущество) о включении испрашиваемых участков в границы города Приморска муниципального образования Приморское городское поселение Выборгского района Ленинградской области с установлением разрешенного вида использования - промышленная зона под строительство комплекса заводов по глубокой переработке нефти и производству продуктов нефтехимии.
Леноблкомимущество в письме от 11.02.2010 N 11-185/10 в адрес главы Администрации муниципального образования Приморское городское поселение Выборгского района Ленинградской области сообщило о подготовке проекта распоряжения Правительства Ленинградской области об отказе в принятии решения о включении испрашиваемых земельных участков в границы города Приморска. Это распоряжение связано с получением от Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Рослесхоза письма от 30.12.2009 N СЕ-05/1211, в котором содержался отказ в согласовании такого включения. В данном письме были указаны следующие основания для отказа:
- в представленных материалах недостаточно мотивирована (обоснована) площадь испрашиваемых земельных участков под заявленные цели;
- отсутствует обоснование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы города Приморска, так как данные участки не примыкают непосредственно к городу;
- пунктом 4.3.1 протокола заседания межведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории Ленинградской области от 26.11.2008 рекомендовано изменение категории земельных участков на "земли промышленности ... и другого специального назначения", а не на "земли населенных пунктов", как указано в представленных материалах.
Отказ в согласовании включения земельных участков в границы города Приморска послужил поводом для обращения ООО "Жасмин" в арбитражный суд с требованиями:
- о признании незаконным отказа Департамента лесного хозяйства в согласовании заявления о включении в границы населенного пункта города Приморска данных земельных участков;
- о признании незаконными действий Леноблкомимущества по подготовке проекта распоряжения Правительства Ленинградской области об отказе в принятии решения о включении испрашиваемых земельных участков в границы города Приморска;
- об обязании Леноблкомимущества подготовить проект распоряжения о включении земельных участков в границы города Приморска;
- об обязании Правительства Ленинградской области принять решение о включении в границы города Приморска земельных участков под строительство комплекса заводов по глубокой переработке нефти и производству продуктов нефтехимии.
При рассмотрении данного дела перед судами возник вопрос: правомерны ли перечисленные выше основания отказа?


содержание



2. Решения судов разных инстанций

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, однако суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования ООО "Жасмин" в части признания незаконными отказа в согласовании заявления о включении в границы города Приморска испрашиваемых земельных участков и действий Леноблкомимущества по подготовке проекта распоряжения Правительства Ленинградской области. Суд также удовлетворил требование обязать Леноблкомимущество подготовить проект распоряжения Правительства Ленинградской области о включении спорных земельных участков в границы города Приморска.
Однако именно в этой части постановление суда апелляционной инстанции (за исключением признания незаконным отказа в согласовании заявления о включении земельных участков в границы населенного пункта) было отменено судом кассационной инстанции.
ВАС РФ в Определении от 11.08.2011 N ВАС-7345/11 по делу N А56-22898/2010 пришел к выводу о необходимости пересмотра постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора.
Судебная коллегия ВАС РФ указала на то, что судами не был исследован мотив отказа во включении участка из земель лесного фонда в границы населенного пункта.
Обращаем внимание, что Определение ВАС РФ является процессуальным актом и не содержит правовой позиции ВАС РФ, поскольку в нем не разрешается спор по существу.


содержание



3. Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Президиум ВАС РФ отменил постановления судов апелляционной и кассационной инстанций и оставил без изменения решение суда первой инстанции. При этом высшей судебной инстанцией были сформированы следующие правовые позиции.
1. Вопрос о согласовании включения земельного участка из земель лесного фонда в границу населенного пункта относится к сфере административного усмотрения уполномоченного органа государственной власти (п. 14, пп. 3 п. 19 ст. 4.1 Закона N 191-ФЗ).
Президиум ВАС РФ подчеркнул, что действующее законодательство не устанавливает конкретных оснований для отказа в согласовании заявления о включении земельного участка из земель лесного фонда в границу населенного пункта и не обязывает уполномоченный орган при наличии каких-либо условий принять решение о согласовании.
2. Отказ в согласовании заявления о включении земельного участка из земель лесного фонда в границу населенного пункта может основываться как на формальных запретах и ограничениях законодательства, регулирующего отношения в сфере лесопользования и распоряжения участками лесного фонда, так и на общих принципах законодательства, регулирующего лесные отношения.
Президиум ВАС РФ усомнился в целесообразности отнесения спорных земельных участков заявленной площади к землям населенных пунктов, а не к землям промышленности по той причине, что на указанных участках должны быть размещены именно промышленные объекты.
Из этого можно заключить, что в случае необходимости перевода земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов для строительства промышленного объекта инициатору процедуры перевода потребуется дополнительно обосновать перевод земельного участка именно в категорию земель населенных пунктов, а не в категорию земель промышленности и иного специального назначения.
3. Актом выбора земельных участков определяется такой размер участка из земель лесного фонда, который необходим для строительства и безопасной эксплуатации комплекса заводов, однако этот акт не может предопределять площадь земельного участка, который необходимо включить в границы населенного пункта.
Президиум ВАС РФ указал, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, которое расходится с толкованием, содержащимся в рассматриваемом Постановлении, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.
Следует отметить, что в силу п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" это указывает на придание данной правовой позиции Президиума ВАС РФ обратной силы.
В связи с этим рассматриваемое Постановление Президиума ВАС РФ является основанием для пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам.


содержание



4. Перевод земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов

На практике (как правило, для последующего строительства) нередко возникает необходимость перевода участка из категории земель лесного фонда в иные категории - земли промышленности и иного специального назначения или земли населенных пунктов.
Статья 83 ЗК РФ предусматривает, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение данных участков из указанных границ является переводом земель населенных пунктов (земельных участков в составе этих земель) в другую категорию либо переводом земель (земельных участков в составе этих земель) из других категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, включение земельных участков в границы населенных пунктов либо их исключение из названных границ является переводом земель в другую категорию (Постановление ФАС Центрального округа от 26.09.2011 по делу N А35-8483/2010). И если в границы населенного пункта, утвержденные генеральным планом, включаются земельные участки иных категорий, то данные участки относятся к категории земель населенных пунктов (Определение Приморского краевого суда от 14.12.2010 по делу N 33-10877).
В то же время следует отметить, что понятия "населенный пункт" и "муниципальное образование", "граница населенного пункта" и "граница муниципального образования" не совпадают, и нахождение земельного участка в черте муниципального образования, но не в черте населенного пункта само по себе автоматически не изменяет категорию такого участка на категорию "земли населенных пунктов" (см. например, Постановления ФАС Уральского округа от 08.02.2010 N Ф09-174/10-С1 по делу N А60-35714/2009-С5, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 N 17АП-12861/2010-ГК по делу N А60-28790/10, от 15.02.2011 N 17АП-12859/2010-ГК по делу N А60-29309/10).
На основании изложенного можно заключить, что изменение категории участка с "земли лесного фонда" на категорию "земли населенных пунктов" возможно несколькими способами: при установлении границ населенного пункта в рамках подготовки генерального плана (ст. 24 ГрК РФ), путем внесения изменений в генеральный план и в документы территориального планирования (ст. 24 ГрК РФ). Также изменение категории проводится на основании процедуры, установленной ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ), согласно которой изменение границ населенного пункта возможно до утверждения генерального плана.
Пунктами 19 - 20 данной статьи установлены основания отказа в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта. Данный отказ должен быть мотивирован (п. 21 указанной статьи).
Соответственно, перед Президиумом ВАС РФ возник вопрос: допустимо ли обоснование такого отказа путем ссылки на принципы земельного и лесного законодательства?


содержание

Любой нормативный документ из тех, что упомянуты в представленных обзорах, Вы можете бесплатно заказать в электронном виде, по факсу, по электронной почте или в составе демонстрационной версии системы Консультант плюс.
Подробнее о бесплатном заказе документов можно узнать по телефону:
(495) 721-3588.